Духовность и Гармония

Духовность и Гармония

добавить на Яндекс

Системная психология

                               СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


   Проблема целостности личности занимает центральное место в глубинной психологии. Однако в современной психологии и экологии человека не сложилось удовлетворительного толкования понятий комплексного и системного эффективного самоуправления и саморегулирования экологической безопасности психоэмоционального состояния человека.

Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, – одна из весьма распространенных сторон образа жизни современного человека.

Процессы экологического психологического самоуправления у человека следует рассматривать шире, чем процессы саморегулирования, как чаще принято говорить в психологической литературе. С другой стороны, раскрытие общих и специфических сторон процессов комплексного и системного психологического самоуправления и саморегулирования и по сей день открытый вопрос.

Ресурсный подход обеспечивает понимание того факта, что психологическое самоуправление и саморегулирование – это, в первую очередь, средство достижения цели. А «ради чего» действует человек, какие цели он ставит, - это относится к личности. Но ресурсом продуктивных аспектов активности является именно развитие осознанного самоуправления и саморегулирования, т.к. они являются универсальным ресурсом достижения целей. Эти подходы основываются на заложенных в организме человека потенциальных возможностях по самовосстановлению (синергизации).

Каждый человек должен научиться эффективно управлять собой, своим экологическим психоэмоциональным состоянием. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях, сохранить максимальную работоспособность и приносить пользу себе и обществу.

Зная экологические законы Вселенной и применяя их на практике, мы имеем возможность реализовать свою жизнь гармоничней и счастливей. При нарушении экологического равновесия мы сможем проследить и исправить нарушение экологических законов Вселенной в человеке, возобновить его психологическое и энергетическое равновесие.

Экологическая взаимосвязь всего в природе, на Земле и во всей Вселенной может осуществляться вследствие особого строения мира. По голографическому принципу строения в каждом элементе системы имеется вся информация обо всей Вселенной. Это, прежде всего, обеспечивает единство Вселенной, согласованность действий всех элементов системы, их взаимосвязь. В.И. Вернадский говорил о единой жизненной среде, состоящей из всего живого. Эта среда (ноосфера)  растекается по планете.

Основа экологической личности человека может быть в нормальном, естественном состоянии только в одном случае, если поступки данного человека соответствуют естественным экологическим законам природы, требованиям Вселенной, требованиям совести. Если такого соответствия нет, то структура личности человека изменится, и он становится излучателем отрицательной информации. Нейтрализовать этот поток информации (энергии) можно только потоком положительной информации (энергии).

Вывод из сказанного: человек не автономная часть Вселенной. Экологическая личность может реализоваться, если человек не нарушает экологические законы Вселенной, если он развивается в гармонии с ними.

Понятие «комплексная система» в современной науке трактуется как способ построения содержания и организации процесса на основе единого связующего стержня. Таким стержнем предлагаемых комплексных экологических подходов является личностная экологическая компетенция (экологическое подчинение содержания личности фундаментальным экологическим законам мироздания) при эффективном системном управлении экологической безопасностью психоэмоционального состояния человека. Фундаментальность личности находится в прямой связи с фундаментальными экологическими законами мироздания.

Следует отметить, что отличительными чертами новой технологической революции и являются ради главной ценности для человека – свободы.

Дедуктивный метод познания ведет к открытию новых эффективных направлений исследований. Резонансное взаимодействие фундаментальных структур личности с предлагаемыми фундаментальными инновационными экологическими ресурсами обеспечивает эффективное достижение системных положительных результатов при минимальных энергетических затратах и максимальной функциональности в практике экологического психологического самоуправления и саморегулирования.

Следует обратить внимание на то, что резонанс – один из основных принципов динамических преобразований в природе, а другим важнейшим принципом взаимодействия человека с окружающим миром является саморегулирование сознания человека. Все это и обеспечивает эффективное восстановление психологических структур личности до уровня гармоничного состояния при целенаправленном оздоравливающем внешнем воздействии.

Критериями эффективного экологического психологического здоровья являются: адекватное восприятие окружающей среды, осознание совершаемых поступков, активность, работоспособность, целеустремленность, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности, ориентация на саморазвитие.

Настоящее время характеризуется двумя особенностями в исследовании окружающего нас мира: во-первых, переходом от аналитической методологии к синтезу полученных данных на базе комплексного и системного подходов и, во-вторых, смещением акцента научных интересов от технократических проблем к экологическим гуманистическим проблемам. На острие этих интересов и возникло новое мощное направление в науках о человеке – Все это и позволяет обеспечить системное психологическое самоуправление и саморегулирование.

В понимании экологической информационной психологии психологическое нарушение – это нарушение, связанное с изменением всей среды организма, и основной задачей является восстановить этот нарушенный экологический порядок. По закону экологии: в мире все едино, тем более все взаимосвязано в таком сложном и многофункциональном организме как человек.

Окружающий нас мир наполнен информацией. Многократно усилилось влияние информационной составляющей на сознание человека, его психологическое здоровье. Проблемы общества, лежащие в экологии человека и связанные с его психологической сферой, могут и должны быть решены. Ключом к решению всех проблем является информация как форма движения жизни. Необходима воля, энергия и творчество разума человека, чтобы изучить и использовать информацию во благо себя и всего человечества.

Для этого необходимо понять роль и значение информации в современном мире, осознать влияние информации на человека и окружающую среду, предложить передовые экологические технологии для практического применения в образовательных и просветительских целях, интегрировать различные направления науки в контексте экологической информационной психологии.

Автором разработан эффективный научный экологический подход к здоровью человека, базирующийся на комплексной и системной реализации фундаментальных экологических законов личности и мироздания (информационность, энергетичность, кластерность, фундаментальность, системность, структурность, фрактальность, симметричность, вибрационность, спиральность, голографичность, синергичность и др.) в практике экологического просвещения, обучения и формирования культуры эффективного управления экологической безопасностью психоэмоционального состояния человека.

Мощнейшим научным обоснованием правильности использования системного подхода к здоровью человека являются фундаментальные системные экологические знания о структуре мироздания и личности человека, о взаимосвязи человека и космоса.

С момента своего рождения человек находится во власти пространства и времени. По мере роста, воспитания, учёбы, обучения трудовым навыкам, участия человека в общественной жизни его локальное пространство наполняется информацией и увеличивается.

Взаимодействие личного экологического информационного поля человека с информационным полем окружающего пространства в той или иной степени деформирует персональный информационный модуль человека, изменяя его. Возникают информационные кластеры. Применительно к экологической информационной психологии кластер – это объединение информации (энергий), которое ощущается необычным, большим, чем можно ожидать случайным образом.

Исходя из концепций единства, гармонии мира, изменяя характеристики в личном психологическом поле человека, можно запустить программы, соответствующие фундаментальным законам мироздания, а, следовательно, улучшить психологическое самочувствие и создать благоприятные информационные состояния во всех сферах деятельности человека.

Синергизация психологического состояния человека осуществляется на базе предлагаемых фундаментальных инновационных экологических ресурсов.

Психика человека имеет довольно сложную структуру: от разделенности на сознание, подсознание (бессознательное) до множества субличностей и социумных ролей. Причем каждая из частей желает овладеть осознанностью человека, отождествить «Я» с собой, захватить максимум внимания и энергии.

При синергетичности психики осознание разотождествляется с какой-либо частью психики и отождествляется с глубинным, истинным «Я», позволяя сознанию работать как единая команда, участвующая в решении возникающих проблем максимально слаженно и эффективно.

Предлагаемые новейшие комплексные и системные инновационные методы экологической информационной психологии позволяют восстановить экологическое психологическое состояние организма при комплексном экологическом информационном воздействии на весь организм человека целиком, выравнивая его собственную информационную структурную форму и восстанавливая базовую основу психологических процессов жизнедеятельности.

С учетом главной ценности новой технологической революции и ее особенностей необходимо каждому владеть теми эффективными, требующими минимальных энергетических затрат, оптимальными возможностями, которые заложены в экологическом психологическом самоуправлении и саморегулировании, основанном на фундаментальных и системных научных экологических знаниях с использованием предлагаемых эффективных инновационных экологических научных подходов.

Разработанные научные и методологические экологические инновационные подходы рекомендуется широко использовать в практике психологического просвещения, обучения и формирования психологической культуры населения, в частности в образовательных учреждениях различного уровня для повышения психологической устойчивости подрастающего поколения к различным внешним и внутренним психологическим раздражителям с целью обеспечения гармоничного состояния личности в обществе.


                                          САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ

     

    Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, меж­личностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, – одна из весьма неприятных сторон образа жизни современного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артериального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и др.).

Человек способен влиять на самого себя, используя несколько путей: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания, активное включение представлений и чувственных образов, использование программирующей и регулирующей роли слова и др.

Психологическая саморегуляция (ПСР) определяется как регуляция различных процессов и действий организма, осуществляемая им самим с помощью своей психической активности (самовоздействия). При этом за основу ПСР принимается самовнушение как сложный волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости – его реализацию.

В современной психологии не сложилось удовлетворительного толкования понятий самоуправления и саморегулирования. Нередко они используются как синонимы. Вопрос об их специфике затушевывается в рамках все расширяющихся исследований, объединяемых под названием «проблемы психологической саморегуляции». Процессы психологического самоуправления у человека следует рассматривать шире, чем процессы саморегуляции, как чаще принято говорить в психологической литературе. С другой стороны, раскрытие общих и специфических сторон процессов психологического самоуправления и саморегулирования – и по сей день открытый вопрос. Понадобится время, чтобы преодолеть ошибочные взгляды и прийти, в конечном счете, к ясному, доказательному изложению ответа на поставленный вопрос, используя фундаментальные знания об окружающем нас мире.

В самом общем случае под психологическим самоуправлением (саморегули­рованием)понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психологические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Процессы психологического самоуправления (саморегулирования) носят обязательно сознательный и целенаправленный характер. Конечно, психологическое обеспечение деятельности и поведения нельзя представить иначе, как через актуализацию традиционно выделяемых психологических явлений. Но из этого вовсе не следует, что каждое из них не может стать само по себе объектом специального регулятивного воздействия вне контекста какого-то определенного вида деятельности или другой какой-то линии поведения. Человек может руководствоваться при этом целями общего характера, т.е. самосовершенствования, укрепления своего психического здоровья, безотносительно к тому, в каких именно видах деятельности или поведенческих актах он воспользуется потом своими достижениями.

Психологическая саморегуляция  – это процесс активации скрытых резервов человеческой психики, запускающий механизм саморегуляции (процесс синергичности) приводящий организм в состояние здоровья, а психику в состояние устойчивости.

Овладение методикой позволяет развить повышенную восприимчивость к самообращениям, самопобуждению, самоприказу и т.д. Павлов И.П. утверждал, что слово – это самый острый скальпель, к которому нужно относиться так же «стерильно», как и к хирургическому инструменту.

Установлено, что систематическое применение различных модификаций методик позволяет нормализовать эмоционально-энергетические характеристики психики, в частности закрепить преимущественно позитивные психологические состояния.

Обнаружено влияние ПСР на жестко связанные с темпераментом личностные особенности, в том числе на такие показатели, как экстраверсия и нейротизм (отмечается тенденция к снижению интровертированности, повышается потребность в социальных контактах), снижаются показатели личностной и ситуативной тревожности, улучшается контроль за проявлением чувств, усиливаются выдержка, целеустремленность. Также снижается склонность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и растерянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности повышает эффективность профессиональной деятельности, способствует укреплению психологического и физического здоровья.

В настоящее время существует значительное количество методических разновидностей ПСР, которые успешно применяются на практике. Наиболее известны из них: медитация, воздействие словом, аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, психомышечная, идеомоторная и визуомоторная тренировки и др.

Главными особенностями методов являются:

1. Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его функционального состояния: физиологический, психологический и поведенческий.

2. Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.

3. Доминирование активной установки субъекта на изменение (регуляцию) своего состояния.

Известный ученый, врач Н.М. Амосов сказал: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Отличительными чертами новой технологической революции  являются скорость, масштабность и системный характер.

Предлагаемые научные подходы  впервые базируются на комплексной реализации фундаментальных законов мироздания (информационность, энергетичность, кластерность, фрактальность, структурность, симметричность, вибрационность, спиральность, голографичность, фундаментальность пространства и времени, синергичность и др.) в практике психологической саморегуляции и позволяют достичь положительных результатов при минимальных энергетических затратах и максимальной функциональности.


 


 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru