Духовность и Гармония

Духовность и Гармония

добавить на Яндекс

Смирение

СМИРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ


    К духовной цели ведут два особых пути, и один полностью противоположен другому. Первый путь - это путь СМИРЕНИЯ, а второй - путь борьбы. Несомненно, на пути борьбы есть и смирение, так же, как на пути смирения есть и борьба, но в основном тот, кто избрал путь смирения, думает лишь о том, чтобы быть смиренным, тогда как для того, кто идет по пути борьбы, основной целью является борьба. Оба пути существенны; невозможно игнорировать один из них или принять только другой. Люди часто думают, что смирение означает пассивность, но это не так; человек одновременно и активен, и пассивен. Он являет собой знание тайн человеческой жизни на земле, знание того, в чем человек действительно нуждается в соответствии со своим характером и положением.

Размышляя об указанных двух принципах, заметим, что в некоторых жизненных обстоятельствах мы просто вынуждены быть смиренными. Легко сохранить смирение в отношении того, что нельзя изменить, но, если есть силы для борьбы, смириться очень трудно. Тот, кто смиряется в простых обстоятельствах, может посчитать это нетрудным, но он не знает, что такое настоящее смирение.

Смирить себя означает поступать таким образом даже тогда, когда есть сила сопротивляться. Все великие люди признавали ценность смирения и учили ему. Можно подумать, что смирение непрактично и что этот эгоистичный мир всегда возьмет верх. Это правда, но потеря, если сердце сможет вынести ее, ничтожна в сравнении с выигрышем. Если же человек не получает удовлетворения от того, что делает, лучше не смиряться.

Если человек способен на смирение или отказ - это прекрасно, но он не должен насиловать свою природу. Однажды дав что-то, человек не должен сожалеть об этом. Если уж давать что либо, то от всего сердца.

По-настоящему смиренный человек не показывает этого. Это непросто. Как много людей в этом мире пытаются изучить чудесные духовные вещи! Но такая простая вещь, как смирение, все же чудеснее; эта добродетель не только прекрасна, она чудо. Смирение заключается во множестве мелочей; мы не всегда замечаем его, но оно в них есть. Окружающие могут попросить нас сделать что-нибудь, что нам не нравится. Они говорят нам нечто такое, что мы не желаем принять молча, мы хотим ответить. И тогда все в повседневной жизни приносит нам маленькие уколы. Если бы мы не смирялись, мы бы все время чувствовали раздражение. Поэтому быть смиренным - это не слабость, это великая сила. Если пойти дальше, мы найдем, что можно смириться даже с холодом и жарой, с подобающими и неподобающими местами, и все это смирение имеет смысл и приносит нам пользу. Можно сформировать в себе привычку к смирению; не смирившись перед доставшимся нам в удел опытом, мы упускаем возможности.

В мире действуют две силы: коллективная и индивидуальная. Зачастую индивидуальная сила не желает сдаться и как следствие она разрушается. Каким бы тонким ни был бы идеализм человека, он беспомощен перед мощью всей нации. Он должен смириться перед обстоятельствами, в которых есть конфликт между меньшей и большей силами; смирение здесь - единственный выход.

Конечно, все надо понимать правильно. Смирение, которое глупо проповедуется, - бесполезно. Часто тонкие принципы могут практиковаться с большой невыгодой. Но, несмотря ни на что, смирение уже доказало, что оно является путем святых, потому что воспитывает в человеке терпение. А что такое терпение? Это драгоценность. Нет ничего более ценного, ничего более благословенного, чем терпение.

Когда мы думаем о высшем идеале, у нас могут возникнуть сомнения, насколько он практичен, особенно в наше время, когда есть так много лекарств и так много механических приспособлений. Но разумный человек считает, что многие люди разрушили свою жизнь, переходя от одного лечения к другому, не имея ни терпения, ни смирения, в которых и заключалось их полное исцеление. Лекарство не всегда является решением проблемы; часто решением оказывается терпение. Кажется, человек с каждым днем становится все менее терпеливым, захваченный этой поверхностной жизнью. Едва ли мы хоть когда-нибудь проявляем смирение в мелочах, хотя насколько лучше было бы смириться, чем нервничать. Будучи смиренными, мы образуем гармоническое соединение с Бесконечным. Как мы можем научиться этому? Может быть, будучи смиренными перед Богом? Нет, нам предстоит усвоить еще более великий урок: научиться смиряться перед мелкими каждодневными трудностями, не вскипать по поводу каждого противоречия. Если бы мы были способны освоить это, нам не нужно было бы культивировать великую силу, даже уже одно присутствие подобного человека было бы исцеляющим.

Смирение - это итог развития души, результат или любви, или мудрости. Разница между незрелой душой и развитой душой на пути мудрости состоит в том, что зрелая душа проявляет в своей природе развитие силы смирения. Конечно, человек обладает свободной волей, но его силы слишком малы по сравнению с абсолютным могуществом воли Бога, который проявляет себя в виде более сильных людей, обстоятельств, которые нельзя изменить, и во многих других формах. Смирение - не означает просто сдаваться кому-то, смирение означает быть довольным, сдаваясь. Быть смиренным означает найти удовлетворение в самоотречении.

Самоотречение не может быть добродетелью, если оно является результатом беспомощности и развивается в неудовлетворенность. Природа неразвитого эго - негодовать по поводу всего в жизни, что мешает достижению определенного объекта; но если человек смиряется перед лицом трудностей и в то же самое время испытывает удовлетворение, то даже не получив желаемого, он возвышается над ним. Поэтому истинно смиренная душа даже поражение воспринимает как успех.

Смирение - качество святых душ. Оно горько на вкус, но в результате сладко. Какое бы положение человек ни занимал в жизни, какой бы властью ни обладал, всегда найдется более могущественная воля, явленная в той или иной форме. Поистине, это божественная воля. Сопротивляясь божественной воле, человек может разрушить сам себя; но смирение перед божественной волей раскрывает перед ним путь. Смирение имеет природу воды: если что-то преграждает дорогу, она берет другое направление и все равно течет, продолжая свой путь, пока не встретится с океаном. Вот почему святые души шли по пути смирения и все же сохраняли свою волю живой. Эта воля имеет силу прокладывать свой путь. Смиренный по природе человек становится, в конце концов, утешением для себя самого и счастьем для других.

Не надо считать смирение проявлением слабости, лени, малодушия или недостатком энтузиазма. Смирение в действительности - выражение владычества над своим собственным «я». Стремление подчиниться чужой воле или определенным обстоятельствам не всегда приносит смиренному человеку ущерб. Порой это может казаться невыгодным, но впоследствии польза от этой добродетели осознается. Недостаток выносливости и стойкости является причиной, по которой души оказываются неспособными смириться, потому что они не в силах выдержать боль или примириться с потерей.

Способные к смирению практикуют его даже в незначительных обстоятельствах обыденной жизни. Они избегают использовать свою силу воли беспричинно, в любой мелочи. Смирение - это пассивность, иногда оно представляется невыгодным в жизни активного человека, стремящегося к цели. Но постоянная активность, в которой растрачиваются силы и энергия, часто приводит к поражению. Всякая активность должна уравновешиваться пассивностью. Надо быть активным, когда пришло время быть активным, и становиться пассивным, когда обстоятельства требуют пассивности. Именно таким образом достигается успех в жизни и то счастье, которого ищет каждая душа.

Известно, что положительные эмоции, даже простая улыбка, оказывают на организм человека удивительно позитивное воздействие. Происходит снятие внутреннего напряжения, возбуждения, расслабляются спазмы мышц и сосудов, восстанавливается кровообращение головного мозга, внутренних органов. Все органы и системы организма начинают работать слаженно, синхронно, сбалансировано.

Однако, эмоции - кратковременны и ситуативны. Они быстро исчезают и не успевают серьезно оздоровить организм. Замечено, что куда большие улучшения в работе организма происходят от устойчивых душевных изменений, таких, как  состояние умиротворенности, приветливости, открытости, дружелюбия, симпатии, любви.

Душевное состояние человека сильно влияет на мимику и выражение его лица. Мы часто не замечаем, как постоянные житейские заботы и проблемы приводят мышцы нашего лба, бровей, губ и щек в состояние хронического напряжения. Внешне это проявляется в виде нахмуренности, угрюмости, недовольного, страдальческого выражение лица. Эти, вроде бы незначительные изменения мимики, на самом деле весьма отрицательно сказываются на работе организма, так как нарушают в нем кровообращение, снабжение мозга и органов кислородом. Еще более отрицательное воздействие на организм оказывают отрицательные эмоции - гнев, раздражение, возмущение, обида, зависть, злость, ненависть и др.

 Но лишь только человек испытывает душевное умиротворение и распрямляет брови, чему-то радуется, удивляется, улыбается, чем-то восхищается, как тотчас на эти изменения реагирует и его организм положительными сдвигами.

Опыт показывает, что тот мир душевный, который обретает  человек в результате исполнения заповедей неосуждения, прощения, смирения, искреннего покаяния и исповеди, делает его способным вновь, по-детски, радоваться жизни, удивляться, улыбаться, восхищаться, и таким образом постепенно возвращает гармонию и здоровье не только его душе, но и телу.

Рассмотрим правила здоровья души:

1.Сколько унижения понесешь, столько смирения и унесешь.     

2.Имея перед глазами мысленную смерть, ум приходит к смирению.

3.Отвергни себя и следуй во всем воле Божией - и придешь к смирению.

4.Все, что совершается без смирения - противно воле Божией.

5.Все, чего ты желаешь приобрести без смирения - ложь, тщеславие и обман.

6.Если страдаешь, прими страдание со смирением и это смирение принесет тебе покой.

7.Предельное отвращение к собеседованию с помыслами – это смирение.

8.Совершенное упование во всем на Господа - это смирение.

9.Ищи в духовной жизни только смирение - и ты встретишь Божественное.

10.Если оставишь смирение - встретишь страдание.

И еще:

1.Помыслы - это болезнь души, смирение – это ее здоровье.

2.Запомни секрет жизни - все, что достигается без смирения, не может быть прочным.

3.Беспрерывно умоляй  Бога даровать тебе смирение и сам ищи его день и ночь - так приобретается смирение.

4.Смирение снимает с души тяжкий камень - все ее заботы и попечения.

5.Все, что относится к телу, считай за сон - будешь недалек от Правды и придешь к смирению.

6.Самое лучшее деяние - это стяжание смирения, ибо оно откроет тебе Вечную Жизнь.

7.Если сможешь терпеливо пребывать без помыслов - стяжаешь смирение.

8.Смиренное сердце не знает ни привязанности, ни неприязни и забывает о себе.

9.Тот, кто не впускает в себя памяти о мире, научается тому, как стяжать смирение.

10.Тот, кто не заботится о вещах, скоро узнает, что такое смирение.


 


 


 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru